Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Афиша / Выставка народной вышивки «Стежок к стежку, игла рисует…»
Выставка народной вышивки «Стежок к стежку, игла рисует…»
Дата:
31 августа – 31 октября 2018

Время:
10:00 – 18:00
Выходные: Ср, Чт

Место проведения:
Церковь Жен-Мироносиц,
ул. Никольская, 3,
Великий Новгород

Контактная информация:
Новгородский музей-заповедник
+7 (816 2) 77 37 38

Цена:
100 руб. – взрослый
80 руб. – студенты ВУЗов
дети до 16 лет — бесплатно

GPS-координаты:
31.28449600, 58.51760900

31 августа 2018 в ц. Жен Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) состоится открытие выставки народной вышивки «Стежок к стежку, игла рисует…». На выставке представлено 60 предметов из фондов Новгородского музея-заповедника: полотенца, проставки-заготовки для украшения полотенец, ворот для мужской рубахи, подзоры для крестьянского постельного белья, передник, пяльцы, крючок – «игла тамбурная», швейки, наперстки, игольницы, ножницы, шкатулки. Некоторые предметы экспонируются впервые.

Выставка будет работать по 31 октября 2018. 

На открытии выставки можно будет познакомиться с сотрудниками Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина и их работами, выполненными в технике старинных вышивальных швов. Сотрудники Центра сохраняют и популяризируют виды традиционной новгородской вышивки и женского рукоделия. Также на открытии пройдет мастер-класс в технике тамбурного шитья, где каждый желающий сможет проявить своё умение, оставив несколько стежков-петелечек на полотнище будущего полотенца.

На выставке посетители увидят, например, тетрадь с образцами рисунков узоров конца XIX в. – начала XX в. Она поступила в отдел письменных источников музея в 1973 г. от А.О. Тихановой из п. Крестцы. В тетради 70 листов с цветочными мотивами, образцами вышивки букв различными шрифтами. Альбомы с изображениями узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаге впервые были выпущены в Германии в конце XVIII в. Считалось, что по готовым узорам проще вышивать. В России в конце XIX в. выходил журнал «Живописное обозрение» с приложением с образцами дамских рукоделий. Приложения хранили, они передавались от матери к дочери, нередко тщательно перерисовывались вручную.

Вышивка Новгородской губернии представлена на выставке тремя техниками: тамбур, крест, двусторонний шов. Последние две техники выполняются при помощи счёта нитей основы и утка.

Для спавки
Вышивка крестом — один из видов рукоделия, которое уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали каменные иглы при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. Техника крестом по счету нитей была двусторонней (более древняя) и односторонней. На Севере более распространена последняя. Счетная вышивка – односторонний крест называлась еще «верхошов», «в пятку», «на отмашь», «по машенному», «в раскол». «кресткам», «хрестиком».

Старинный двусторонний вышивальный шов называют «роспись» или «спис». Древнее, устаревшее его название – «досюльный» или «досельный», то есть прежний, старый шов. Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный большой орнамент, так и отдельные узкие полоски. Двусторонняя вышивка создает впечатление кружевного узора, который полностью повторяется на обратной стороне. Выполняется шов «роспись» в два хода. Сначала швом «вперед иголку» обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура. Затем движением иглы в обратном направлении заполняют пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура. Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки должны быть одинаковой длины, то есть захватывать одинаковое количество нитей. Это делает работу более красивой и аккуратной.

Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался "шов в цепки", то есть шов цепочкой. Другие названия этой техники – в петлю, петелькой, в цепочку, косичкой, в плетешок – отражают характер шва, состоящего из цепочки петелек, выполнявшихся с помощью крючка в круглых пяльцах или же обычной иглой без пялец. Пяльца, с натянутой на них тканью, напоминали верх барабана, по-французски "тамбура", что и привело к появлению нового термина - "тамбурного шитья". Этот шов образно называют ещё «мышиной тропой». Широкое распространение получил тамбур, выполнявшийся красными и цветными нитками на белом холсте или белыми нитками на красном - «тамбур по кумачу». Тонкая линия красного или белого тамбура, петляя и извиваясь, весело обегала контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор. Пышные букеты, гибкие травы, деревья и птицы, причудливо сплетаясь, создавали нарядные композиции для украшения крестьянского интерьера и одежды. Во многих районах Новгородской области мастерицы любили вышивать тамбурный узор на проставках, подзорах и праздничных рубахах.

↑ Наверх