Ольга Савченко. Ольга - выпускница НовГУ, молодая мама, интересуется искусством, сама с удовольствием рисует и мечтает развиваться в этом направлении:
Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова, Каберова-Власьевская, 22. Административно-хозяйственное здание, не самое очевидное, казалось бы, место для музея... Но по современным меркам это уже не кажется странным – Дрезденская галерея и Национальная галерея в Лондоне когда-то были конюшнями, а знаменитый музей Д'Орсе в Париже возник на месте бывшего вокзала. Конечно, прекрасно, когда дворец искусств располагается непосредственно во «дворце», зато какую свободу получает художник в возможности организовать пространство по-своему. А, как известно, любое пространство несёт отпечаток личности своего создателя.
Итак, Александр Алексеевич Варенцов, создатель первой в нашем городе художественной школы, признанной в свое время лучшей в России. Самый новгородский художник, чьи яркие и жизнерадостные работы в любой, даже самый пасмурный день дают их зрителю ощущение солнца и счастья. Редкое и непревзойдённое сочетание художника и педагога – ведь часто это взаимоисключающие понятия. Возможно, столь же взаимоисключающие и парадоксальные, как и сама концепция музея-мастерской.
Что такое музей в обывательском восприятии? Произведения искусства, размещённые в неком пространстве, созерцаемые в благоговейной тишине, на расстоянии - через бархатные красные ленточки. Шаг влево, шаг вправо, слишком пристальное внимание будут пресечены недремлющими смотрительницами. Диалог с создателем произведения невозможен в силу объективных причин, а ведь сколько вопросов рождает та или иная идея, или цветовое решение, или композиция... И так иногда хочется прикоснуться к чему-то незаконченному и живому, появляющемуся у тебя на глазах, как бабочка из кокона, увидеть искру в глазах человека, создающего чудо. Или встать за спиной у художника и смотреть, как цветной узор из линий и пятен приобретает очертания. Как не хватает возможности вести диалог, задавать вопросы...
Что же ожидает нас за дверью музея-мастерской? Экскурсия? Планомерный рассказ? Нет! Живое общение – отражение творческого огня, возможность спросить обо всем и во всем разобраться. Круг затронутых тем может быть необычайно широк - от осознания своего творческого пути, до путешествий, урбанистики и воспитания детей. Конечно, это ещё и погружение в неповторимую атмосферу. Трепетная смесь из запахов льняного масла, незаконченных и уже законченных работ, выставленных натюрмортов, драгоценных книг и экзотических предметов (вроде медвежьего черепа))) – то, что увидишь и почувствуешь в мастерской художника, возможно, в художественной школе, но никогда – в музее. Сама жизнь...
Ко всему вышесказанному можно добавить много слов, но хочу сказать всего одно – красота. Наполненное воздухом пространство галереи, парящие там скульптуры святых, принадлежащие резцу петербургского мастера Бориса Сергеева и «путешествие» в Великий Устюг, где само оформление работ несёт атмосферу этого старинного города. В мастерской Александра Алексеевича – конечно же, картины, их узнаваемый стиль с живыми и сочными, словно горящими, мазками. Завораживает, гипнотизирует... Мозаика? Витраж? Огонь? Кто найдёт ответ...
Ещё вид из окон – то на улицу, то на островерхие крыши двухэтажных старых домиков, длинный стол,- что-то вермеерское. И эти переливы и отсветы красок на стенах... Ощущение выпадения из времени и пространства, невероятное, незабываемое, чудесное. Всё, что нужно для этого сделать - найти такое обычное с виду здание на улице Каберова-Власьевская и открыть волшебную дверь».
Анфиса Родионова, студентка кафедры журналистики НовГУ:
«Диалог с искусством»
Увидишь работу в процессе – увидишь внутренний мир мастера.
Обойдя вокруг дом 22 на улице Каберово-Власьевской и убедившись, что идти нам нужно всё-таки за таинственные ворота, мы наконец попали в мастерскую-музей реалистической живописи Александра Алексеевича Варенцова. Единственную дверь на последнем этаже открыл нам сам хозяин мастерской и пригласил войти, как выяснилось позже, в главную выставочную галерею. Здесь всё залито светом, вдоль стен стоят скульптурные изображения последователей Сергия Радонежского. Но сейчас не время наслаждаться выставкой «Свет духовного бытия»: Светлана Акифьева начинает экскурсию по музею.
– Начало музея – мастерская Александра Алексеевича. Структура музея построена на трёх мастерских и галерее, которая как магистраль связывает художников и публику. Идея нашего музея состоит в том, чтобы художник мог поговорить не только со своей картиной, но и со своим зрителем. Чтобы была обратная связь, которой в последние годы не хватает.
После слов художницы невольно задумываешься, как на самом деле редко зритель имеет возможность пообщаться с автором картин. Между художником и зрителем всегда стоит произведение. С одной стороны, картина – посредник, некая преграда между зрителем и мастером, а с другой – разве не душа художника в его картинах? Здесь существует реальная возможность увидеть самого творца, увидеть жизнь его работ, которые могут дорабатываться многие годы, поэтому многие работы ещё не подписаны.
– Работа, которая не подписана, не мыслится законченной. Все большие картины ещё не закончены, они ещё не были показаны. Они, как правило, пишутся от двух до двадцати лет, это связано с технологическим процессом высыхания масла и с долгим осмысливанием сюжета.
Нужно сказать, художник, способный показать свои ещё недописанные работы, обладает огромным мужеством, ведь в картинах – весь художник, его замыслы, идеи, мысли. Увидишь работу в процессе – увидишь внутренний мир мастера.
По словам Светланы Акифьевой, постоянные посетители мастерской практически каждый раз, заходя в мастерскую, попадают в новую комнату, настолько часто там меняется обстановка. Самое интересное – увидеть рабочее место художника: по-творчески размазанные краски, бутылки с растворителем, кисти и, конечно же, картину, которая вот-вот обретёт своё очередное лицо.
– Александр Алексеевич – мастер большой картины, большого эпического пейзажа – продолжает интереснейшее повествование Светлана.
Пояснение художницы совсем не обязательно. Огромных размеров картины занимают все стены помещения. Они яркими пятнами врезаются в сознание и долго не выходят из памяти.
Одна из мастерских принадлежит именно Светлане Акифьевой, ученице Александра Варенцова. В уютнейшей мастерской художницы сразу становится понятно, кто её учитель. Но её работы кажутся похожими на работы Варенцова только на первый взгляд. Если всмотреться, то практически на каждой картине можно увидеть людей. Об этом говорит и сама Светлана, она – социальный художник, основывающийся на творческом методе своего учителя.