Русский English Deutsch Le français Español Lingua italiana Suomi Svenska 中
Главная / Достопримечательности Великого Новгорода. Великий Новгород для туриста. / Экспозиция «Ювелирное и декоративно-прикладное искусство V–XIX веков в собрании Новгородского музея-заповедника»
Экспозиция «Ювелирное и декоративно-прикладное искусство V–XIX веков»
Адрес:
Грановитая палата, Новгородский Кремль, Великий Новгород, 173007

Телефон:
+7 (816 2) 77 37 38

WWW:
http://novgorodmuseum.ru

Режим работы:
10:00 – 18:00
Выходной: Пн, первая Ср месяца

Open: 10 a.m. – 6 p.m.
Closed: Mon. and first Wed. of the month

Входная плата:
По входному билету во Владычную (Грановитую) палату

400 roubles (adults)
250 roubles (students)
children under 16 - free

GPS-координаты:
58.52276300, 31.27633900

в праздничные дни 

в обычные дни

Экскурсии по Владычной палате: 
  • Вт - Пт: в 12:00
  • Сб, Вс: в 12:00, 14:00

Стоимость:

  • взрослые: 250 руб.
  • учащиеся, пенсионеры: 200 руб.
  • дошкольники: 100 руб. 
Забронируйте билеты заранее в «Красной Избе»!

В Грановитой палате работает выставка «Ювелирное и декоративно-прикладное искусство V–XVII веков в собрании Новгородского музея-заповедника», на которой представлено чуть более 200 экспонатов декоративно-прикладного и ювелирного искусства Древней Руси. Это произведения из драгоценных металлов, олова, фарфора, стекла, дерева и других материалов, выполненные византийскими, русскими и западноевропейскими мастерами. Они дают полную и верную картину развития новгородского и русского декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов есть шедевры мирового значения, например, сионы (хранилища просфор) XII в. из Софийского собора. Представлены все техники, известные в средневековом искусстве Византии, Древней Руси и Западной Европы: перегородчатая эмаль, скань, зернь, чеканка, басменное тиснение, выемчатая эмаль, скань с эмалью. 

Выставку дополнили произведениями искусства в том числе более ранних веков, которые до этого были недоступны для посетителей. Она позволяет окунуться в историю Великого Новгорода, в сложных ювелирных узорах прочесть драматические моменты его судьбы, восхититься мастерством древнерусских ювелиров, свободно владевших сложнейшими техниками...

Большинство экспонатов - предметы религиозного культа, в том числе хранившиеся в ризницах монастырей, в витринах также представлены ювелирные украшения и более поздние предметы быта, большая часть которых выполнена новгородскими мастерами.

Экспозиция Ювелирное Искусство XVII – XIX вв.

Экспозиция, включающая более ста пятидесяти произведений серебряного и золотого дела XVII-XIX вв., располагается в трех залах второго этажа корпуса викариев (здание Иоанновского корпуса).

Первый зал посвящен образцам светского искусства, но нашедшим применение среди церковной утвари. Русская и западно-европейская драгоценная посуда, осветительные приборы, предметы быта конца XVII - XVIII вв., поступившие из новгородских храмов, в таком объеме экспонируются впервые.

Второй зал экспозиции посвящен новым тенденциям в развитии серебряного дела в конце XVII-XVIII  вв. Основными техниками становятся резьба и чеканка. В моду входят изделия с яркими самоцветами и жемчугом.

В третьем зале экспозиции представлен круг памятников ювелирного искусства, принадлежащих мастерским, цехам, фирмам Москвы, Петербурга и Новгорода периода XIX века.  Ювелирное искусство этого времени характеризуется влиянием стиля классицизма, новыми технологиями в первой половине столетия, декоративной манерой и особой стильностью к концу века.

Обзор экспонатов выставки
Мастерская новгородских ювелиров достигает своего расцвета в первой половине XII века. К тому времени были освоены все наиболее сложные ювелирные техники и местные художники легко справлялись с трудностями припоя, литья и чеканки. Золотые сережки, украшенные зернью и сканью, демонстрируют высокое владение техникой. В одной из новгородских мастерских были исполнены два серебряных позолоченных кратира (сосуд для причастного вина), которые воочию можно увидеть на выставке (мастера - Флор-Братило и Коста-Константин). Кратиры имеют византийскую форму, суживаясь книзу, переходят в круглый поддон. Особый эффект кратирам придают ручки в виде виноградных лоз. На округлых гранях вычеканены фигуры святых, а на острых - растительный орнамент. По венцу чаш помещена надпись, произнесенная Христом на Тайной вечере: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета», по низу - имена заказчиков. Впоследствии для причастного вина стали изготовлять потиры, функционально более удобные для совершения причастия, они также представлены на выставке «Золотая кладовая Великого Новгорода».
 
В церковной утвари, наполнявшей храм, не было ни одного пустого предмета, не несущего символического значения. Так, Сион представлял собой модель всеобщей христианской святыни - храма Воскресения в Иерусалиме. В нем освящали хлеб для причастия. В Софийском соборе был не один сион. Малый, древнейший, привезен на Русь из Византии, сильно разрушен и хранит на себе память о далеком дне, когда полоцкий князь Всеволод совершил набег на Новгород и увез из него священную реликвию. Позже новгородцы вернули священный предмет. Израненный, без дверец, с разбитыми хрустальными вставками, он, тем не менее, и поныне - свидетельство огромного мастерства византийских ремесленников. 
 
Новгородцы оказываются талантливыми учениками византийцев, и убедиться в этом поможет Большой Сион, созданный в первой половине XII века уже здешними мастерами. Он представляет собой серебряный храм, колонны которого несут сферический купол с изображением Христа, Богоматери, Архангелов и Василия Великого. Василий Великий - это святой, живший в IV веке, сокративший церковную службу до 4 часов. Тот факт, что его образ выгравирован на сионе, позволяет предположить, что создан он был по заказу владыки Нифонта, считавшего святого Василия своим патроном. Сион не зря носит название «большой», его размеры действительно впечатляют. Чтобы их объяснить, совершим мысленное путешествие в прошлое и представим себя среди новгородцев на церковной службе. Иконостас изобретут только в XIV веке, и пока зрительной «преграды» между прихожанами и священным алтарем нет, поэтому каждый верующий, участвующий в службе, как бы далеко он ни стоял, мог видеть сион, еще эмоциональнее предвосхищая момент соединения с Христом - Святое Причастие. 
 
Присмотримся внимательнее к этому произведению серебряных дел мастера. На дверцах сиона помещены изображения двенадцати апостолов в рост попарно. Поражает пластика при драпировке их одежд и потрясающее знание анатомии человеческого тела. Произведение изящно и аскетично, занимает достойное место в художественной культуре того времени и, по мнению ученых, по высоте исполнения выдерживает сравнение с произведениями монументальной живописи и иконописи, памятниками золотного шитья и книжной миниатюры.
 
На выставке представлены также произведения европейских мастеров. Мы не знаем, при каких обстоятельствах они сюда попали, но бесспорно, что их существование - еще одно напоминание о значении средневекового города-порта, через который приходили на Русь новые идеи и веяния. Так, на выставке представлены византийский костяной ларец, долгое время находившийся в ризнице Софийского собора, пластины с лиможскими эмалями, некогда служившие крышками Евангелий, но в Антониевом монастыре, куда они попали, они уже были самостоятельными предметами, памятниками зарубежных связей монастыря.
 
А как попал в Новгород наперсный образок XIV века испанского Святого Иакова Компостельского, паломничество к мощам которого продолжается и по сей день? Кстати, слово «паломник» русского происхождения, в старину этим именем называли только тех, кто совершил путешествие в Иерусалим. Из Иерусалима путешественник приносил пальмовую ветвь, отсюда и пошло это слово. 
 
Высокого мастерства новгородские ремесленники достигают в технике перегородчатой эмали. На маленьком золотом образке длиной 2,5 см изображен Святой Георгий. Трудно представить, но художник настолько детально сумел проработать его миниатюрный образ, что, если присмотреться, можно увидеть эмаль трех цветов на сапогах святого. 
 
Одним из замечательных экспонатов выставки является панагиар 1435 года. Панагиар служил для перенесения в праздничные дни просфоры из собора в покои Владыки. Он создан практически в то же время, когда немецкие мастера ставят Грановитую палату, и в его формах также отразились веяния Западной Европы: тарели для хлеба, которые венчают панагиар, держат ангелы, напоминающие атлантов. Много и других деталей, пришедших из Западной Европы, но самую важную часть панагиара - тарели для хлеба - мастер создает, следуя чисто православным иконографическим образцам, среди которых рублевская «Троица», новгородская икона «Знамение», находящаяся сейчас в Софийском соборе
 
На этой же выставке представлены посохи, один из которых принадлежал архиепископу Пимену. «Очереди» посоха соединены хрустальными яблоками. Посох покрыт тонкой углубленной резьбой, неглубокие светотени которой вторят легкие черневые узоры. Прозрачный камень и ускользающий орнамент металла создают впечатление волшебного светового луча, исходящими как бы от руки владыки. Этот посох хранит память о начале опричного разгрома, сигнал к которому дал Иван Грозный во время знаменитого пира, данного в честь приезда царя новгородским владыкой. Тогда выпал посох из рук Пимена, и разбилось одно из его хрустальных яблок. Впоследствии мастера заменили его, но новое граненое яблоко, в отличие от остальных шарообразных, иначе преломляет свет, словно напоминая о пролитых тогда слезах.
 
Вот, пожалуй, небольшой обзор лишь некоторой части экспонатов выставки. В этих произведениях словно сконцентрировалась память о самых значительных событиях своего времени, они отражают связи Новгорода с Европой, по ним можно проследить, как сменялись эпохи и стили.
 
Екатерина Виснап 

в праздничные дни 

в обычные дни

Экскурсии по Владычной палате: 
  • Вт - Пт: в 12:00
  • Сб, Вс: в 12:00, 14:00

Стоимость:

  • взрослые: 250 руб.
  • учащиеся, пенсионеры: 200 руб.
  • дошкольники: 100 руб. 
Забронируйте билеты заранее в «Красной Избе»!
↑ Наверх